НАТАЛЬЯ КАРАСЁВА интервью с ЛАТИФИ АЛИХОНОМ ОТАХОНОВИЧЕМ
АЛА ПОЛВОН
АЛА ПОЛВОН
Знаменитый АЛА ПОЛВОН
Я тут прочитал на одном из сайтов, что рассказала Л. Рогинская, об увиденном ею в Туркмении, когда молодые кобели что-то не поделили, и одного из них чабан отсадил куда-то за загородку - я, честно говоря, посмеялся.
У нас ни один пастух не будет закрывать кобеля за перегородку, потому что нет такой возможности. Отара – это вещь нестационарная, это не коровы на поле недалеко от коровника. Отара – это перегон, движение. Невозможно на перегоне держать собаку в загородке. Отара никогда не стоит подолгу на одном месте, иначе пастбище будет вытоптано. Несколько дней, потом отара опять перегоняется. Ни один пастух не будет таскать за собой никакой загородки. Да и зачем? Тогда перед ним возникает проблема кормить эту собаку. А чабаны не кормят специально собак, они их подкармливают. Когда режут скот, когда забивают ягнят на каракуль, тогда очень много мяса достается собакам. Во время окота собаки тоже отъедаются – им достаются последы. Но в других ситуациях, вне этих ситуаций, собаки кормятся сами. Они ловят саранчу, они ловят сурков и другую живность. Они получают от пастуха хлеб или лепешки, если есть такая возможность. Пастух всегда имеет муку, из которой печет себе лепешки или хлеб, и немного с собаками делится… на самом деле на прокорм собаки пастух ничего не тратит. И если он будет держать собаку за загородкой, то он должен будет кормить эту собаку, что для него в принципе невозможно.
Не знаю, как в Туркмении, но в Таджикистане такое невозможно.
Если может собака себя установить в отаре – то она устанавливает себя в отаре. Если не может – она изгоняется или уходит, то есть она там не живет. Больших таких стай, как в России на некоторых питомниках, в отарах никогда не бывает. 3-4, максимум 6-7 собак , но это редко. Сука всегда одна. Чтобы было две суки взрослые – не видел. Щенки есть, но чаще всего молодая сука в отаре не остается, она дарится или обменивается.
- ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ. ВОТ ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО СОБАКА ЗАДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ АТАКУЕТ.
ПРИ КАКИХ-ТО АГРЕССИВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЧУЖАКА ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ АТАКА НА ЧЕЛОВЕКА???
Я здесь должен сказать, что во все века, сколько существует отгонное скотоводство и в связке пастух-собака-чужой (чужой подразумевается, человек, знающий наши традиции и обычаи) существуют особые определенные отношения. У нас никто, подходя к отаре, не проявляет агрессивных действий, я такого не видел. У нас народ относится к собаке с уважением, то есть собака, которая предупреждает «это моя территрия!», никто не пойдет на эту собаку. Никто не захочет причинить вред ее хозяину или его имуществу, когда собаки рядом с ним.
Подойдя к отаре, будут ждать пастуха за обозначенной собаками границей.
О пастьбе… Если собаки пасут отару и видят идущего к ним человека – они начинают лаять. Пастух их окрикивает, собаки разворачиваются и уходят. И мы по этой отаре ходим совершено свободно. Да, собаки могут нас сопровождать или просто наблюдать из удобного им положения… но ни бреха, ни тем более агрессии никакой нет. Мы прожили неделю в одной отаре, и когда уходили, один из псов пошел нас провожать, мы уезжали на лошадях, мы проехали мимо, наверное, десятка отар. Реакция везде была одна и та же: собаки выбегали, облаивали нас, видели, что мы едем мимо – разворачивались и уходили обратно.
Во время перегона отара идет по дороге, проезжают машины, и бывают случаи, когда собаки бросаются на машины, вторгшиеся на их территорию. Но чаще всего это не отарные собаки, а живущие в кишлаке, которые на данный сезон пошли с отарой, у них более активная охрана.
Когда отара идет сквозь кишлак, собаки не нападают на жителей кишлака и даже не облаивают их. Они просто идут вместе с отарой. Вот их территория движется, и они движутся вместе с ней, они проходят сквозь кишлак и уходят вместе с ней.
- ДВОРОВЫЕ СОБАКИ. ДЛЯ НИХ ДОПУСТИМО АТАКОВАТЬ ВТОРГШЕГОСЯ БЕЗ СПРОСА ЧУЖАКА???
Вора – да. У нас народ относится к собаке с уважением. Я был атакован собакой на стыке двух дворов, кобель меня атаковал. Стоило мне выйти за пределы «его» территории – он вернулся назад.
Ночью у нас, не предупредив заранее, никто не пойдет на чужую территорию. Собаки значительно активизируются.
- ЛЮДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ И НЕ ВСЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВАШЕГО НАРОДА. НЕКОТОРЫЕ НЕ ПРОТИВ ЗАЙТИ УКРАСТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ И НАНЕСТИ ВРЕД ВЛАДЕЛЬЦУ ДОМА ИЛИ ОТАРЫ…
Воры, конечно, есть везде, но я действительно не слышал, что кто-то полез туда, где есть собака. Такого не знаю, чтобы двор, или отара, где была бы собака на свободном окарауливании, были обворованы. Если собака привязана - да, есть такое… Правда, если собака не на цепи – она старается отвязаться и добро хозяина все-таки отстоять…Другое дело в городе, здесь масса способов нейтрализовать собаку. Когда во время войны – у всех было оружие, наш кобель не пускал вооруженных людей к нам во двор, бросался, его просто застрелили.
- ТО ЕСТЬ ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ, КАК ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В РОССИИ (СОБАКА ОХРАННИК ТЕРРИТОРИИ) И КАК У ВАС ВСЕ-ТАКИ ЭТО РАЗНИЦА.
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНА ЭТА РАЗНИЦА В ВОСПРИЯТИИ - - ПСИХОЛОГИЕЙ ТОГО, КТО ХОДИТ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЗАБОРА ИЛИ ПСИХОЛОГИЕЙ СОБАЧЬЕЙ ???
Очевидно, да. Того, кто ходит с обратной стороны забора. Есть понимание, что если есть собака, у нее есть зубы, и она будет отстаивать добро своего хозяина. Двор с собакой - есть двор с собакой. Собак больше уважают, больше боятся. Потому что (не знаю как раньше) сейчас в России, насколько я слышал, сейчас у всех служебных пород проблемы с рабочими качествами – и, в общем-то, это лотерея – пустит собака – не пустит, будет охранять, или нет. А у нас знают, что будет. И, конечно, рисковать никому не хочется…
- ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ СОБАКИ ИМЕННО ВАШЕЙ ВЕРОЙ И ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ВЕРОЙ И ЛЮДСКИМИ ЧУВСТВАМИ.
ПОЯСНЮ: НАПРИМЕР, ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО ЖИВОТНЫХ ЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ, НУЖНО ОКАЗЫВАТЬ ИМ МИЛОСТЬ. НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВСЕ, ДАЖЕ ВЕРУЮЩИЕ, ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ СВОИХ ЖИВОТНЫХ, СОБАК В ЧАСТНОСТИ, ОТДАЮТ ИМ ДУШУ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА…
ЕСТЬ ЛИ ТАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРИНЦИПАМИ ВЕРЫ И ЧУВСТВАМИ У ВАС ???
С точки зрения ислама, собака – животное нечистое. Это заключается (проявляется) в чем: собаку не пускают в дом, собака не должна заходить в дом. Но больше ничего такого отрицательного по отношению к собаке, к чувствам, я не замечал.
Более того, даже в Исламе есть исключение: наши борзые – это единственные собаки, которые ПОЧИТАЕМЫ в странах Ислама (даже у Сабанеева отмечено, что распространение борзой шло вместе с распространением Ислама). В Коране говорится о людях и собаке, которые ждут в пещере,…и там о собаках ничего отрицательного тоже нет…
Чтобы не любили собак – нет, я такого не скажу. И пастух любит и бережет своих собак, и те, кто их содержит во дворе…. Я могу привести такой пример: несколько лет назад я был в одном горном кишлаке и увидел потрясающую собаку у друга моего отца. И когда я попросил у хозяина отдать мне собаку, поскольку о продаже речь не могла идти, наши семьи дружили, а друзьям продавать не принято… им дарят… Ну так вот, он сказал, что свою собаку очень любит, и отдать ее не может.
Другой пример: у нас в городе знаменитый боец – Пахта, это конец 80-х начало 90-х годов. Я эту собаку увидел после всех боев уже в 1998 году, пенсионером, все у тех же хозяев, он был уже очень и очень старый, больной, но по прежнему любимый, живущий у любящих его хозяев, так и не польстившихся, не продавших его ни за какие деньги. А ему много раз предлагали продать кобеля… Он его держал даже в тяжелейшие годы войны, когда самим есть нечего было… Он в этой собаке души не чает, и не потому, что собака ему принесла славу. Он ее любит за характер, за то, что она ни разу не ушла с поля.
МЫ ЗАГОВОРИЛИ О БОЯХ. СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ УЧАСТИЯ СОБАК В БОЯХ ИЛИ ЭТО НОВОМОДНОЕ ПРИВНЕСЕНОЕ ТЕЧЕНИЕ ???
Если Вы сегодня спросите любого, кто у нас занимается так называемыми боями азиатов, он сразу скажет, что это старая таджикская традиция.
Вот только ни я, ни мои родители и деды, ни мои другие старшие родственники, и все старые чабаны, кого я спрашивал, о такой традиции почему-то ничего не знают, и очень удивляются, узнав о ее существовании.
Я никогда не сталкивался с собачьими боями примерно до начала 80-х годов, именно с боями азиатов я имею в виду. Не было такого на моей памяти.
Вот как говорят в Туркмении, что зимой собаки приходят и они остаются без работы, и чабаны так развлекаются на отдыхе… В Таджикистане собаки без работы не остаются никогда в течении сезона. У нас, в отличие от Туркменистана, стада не по пустыне по кругу гоняют, а летом и они идут на высокогорные пастбища, а зимой их отгоняют в степь. И собака работает всегда, она работает круглый сезон.
В начале восьмидесятых годов стали доходить слухи из Туркмении, что есть такое развлечение… И народ, что называется, «повелся».
До практически сегодняшнего дня стравливали совершенно разные породы без всяких правил…. Естественно, и азиаты были, и метисы, и восточноевропейские овчарки… Шла обычная травля. Потом стали доходить записи с туркменскими боями… вроде увидели, что там по-другому – есть критерии и правила… но ничего так и не изменилось… совершенно разные собаки, совершенно несовместимые, разный вес, разный возраст… никаких правил. Собака дерется еженедельно, пока она дерется. Как только прекращает драться – ее или отдают, продают, или живет во дворе, или уничтожается.
Я это не называю боями, я называю это травлей, мы с друзьями почти никогда туда не ходим… Это не бои… У меня другие понятия о боях…
То, что я вижу на видеозаписях тестовых испытаний в России, то, что я читаю в журнале «АСКА» и на сайтах в Интернете – тоже двоякое отношение.
С одной стороны я убежден, что эти собаки, которые участвуют в тестовых испытаниях, значительно ближе стоят к нашему аборигенному поголовью по своей психике, чем те собаки, которые ходят только на выставки. Еще больше меня в этом убедили собаки российского разведения, которых завезли в Таджикистан – это представители как раз выставочного поголовья.
С другой стороны - зачастую эти тестовые испытания превратились в бой ради боя, они сводятся к каким-то неопределенным правилам (хотя они вроде как есть и напечатаны) – судейство не всегда адекватное, собаки дерутся бесчисленное количество раз, доказывая неизвестно что…
Подвести систему боев питбультерьеров к системе боев азиатов и кавказцев - я не вижу смысла. Второй питбуль не нужен, потому что один уже есть… А азиат и кавказец – у него другая задача… А свести все назначение азиата только к боям – более чем неразумно.
Но я с уважением отношусь к стремлению бойчатников сохранить уникальный дух их питомцев.
Если вернуться к теме боев: ни один пастух не заинтересован в том, чтобы его собака была травмирована. Кто будет работать? Работать будет тогда некому.
ТУРКМЕНСКАЯ СТОРОНА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЕСЛИ СОБАКА ДЕРЕТСЯ НА БОЯХ - ТО ЭТА СОБАКА ОДНОЗНАЧНО ПОЙДЕТ НА ВОЛКА. ВАШИ КОММЕНТАРИИ ???
Я знаю реальные случаи, когда собака сработала волка. Двух собак знаю лично, и ни одна из них никогда не попадала на бои. Я думаю, что собака, которая попадает на бои, она никогда не возвращается в отару. Поэтому сделать какой-то вывод: что собаки здесь дерутся и работают ли они по хищнику я не могу. На самом деле прямой контакт собака-хищник происходит очень-очень редко, хищник не идиот, и лишние дырки ему совершенно не нужны. Если отара активно охраняется, то волк просто не будет к ней подходить.
ТО ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ЗАЩАЧА - НЕ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА ДО ОТАРЫ. В ЭТОМ И ДОСТОИНСТВО И ДОБЛЕСТЬ А ВОВСЕ НЕ ВТОМ ЧТОБЫ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА И ВЗЯТЬ ЕГО
В принципе да – главная задача – не допустить хищника до отары. В задачу азиата не входит уничтожение волка как такового Перед ним не ставится такая задача. Азиат для травли практически никогда не использовался. Азиатов иногда кое-где использовали в охоте на кабанов, но они оказались очень прямолинейными и часто попадали под удар клыков кабана.
- КАК СЕЙЧАС ОБСТОИТ ДЕЛО В ТАДЖИКИСТАНЕ С СОБАКОВОДСТВОМ. ВОССТАНОВИЛОСЬ ЛИ СЕЙЧАС ВСЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ?
На сегодня в Таджикистане есть энтузиасты, которые занимаются нашей породой.
В то же время огорчает, что часть этих энтузиастов идет «не туда», на мой взгляд, поскольку начала использовать собак из России. Мне их сложно осуждать, поскольку, когда я в 1994 году попал в Питер и начал сотрудничать с клубом Памир, и смотреть, какие азиаты в России.
И на какое-то время у меня тоже мелькала мысль, что Россия спасет, восстановит нашу породу, что это нам надо завозить российского разведения азиатов к себе и использовать их…
К счастью, такие мысли быстро прошли, а сейчас, глядя на нынешнее состоянии породы в России, я считаю их крамольными…
Привоз российских собак в Таджииикистан где-то в 2003-2004 году только подтвердил мои опасения.
Многие российские азиаты очень классно выглядят, очень импозантно, когда стоят или лежат. Но как только они начинают двигаться, я сразу понимаю, что это «не те собаки», и такими собаками породу можно угробить, но никак не спасти…
Конечно, сказать, что ничего не происходит я не могу, но сейчас только недавно начались выставки
Они проходят как наши советские выставки..
Сначала идет измерение собак, эксперт измеряет всех собак в ринге, после этого идет экстерьерная оценка, при этом ОЧЕНЬ большое внимание идет именно движению, и в движении собаки смотрятся очень и очень долго (я имею в виду собак служебных и охотничьих пород). Это больше зоотехническое, чем шоу мероприятие. В основном на этих выставках собираются немецкие и восточноевропейские овчарки, очень мало азиатов, более активно идет работа на Севере республики… Председатель области сам является собаководом , и содержит питомник, и всячески поддерживает кинологию. Но, к сожалению, они проводят выставки тогда, когда другие регионы не могут туда добраться – это месяц апрель, когда все перевалы непроходимы…
У нас есть в Душанбе клуб, аналогичный ДОСААФ – Общество содействия Обороне, работа в нем пока идет слабо, но осенью прошлого года провели первую выставку после войны, на ней собак было мало, сама идея выставки владельцам пока непонятна…
Разведение азиатов в Душанбе, тоже как бы разделяется …на чисто аборигенное и на тех, кто в разведении использует собак российского разведения.
У меня самого есть прекрасная РАБОЧАЯ сука, она охраняет территорию и подсобное хозяйство. Разведением азиатов я можно сказать, что занимаюсь, но в очень ограниченном количестве – в разведении участвует только моя сука. Передо мной не стоит никаких сверхзадач, я хочу лишь не испортить и не ослабить то, что дошло до нас из глубины веков.
Разведением азиатов я можно сказать, что занимаюсь, но в очень ограниченном количестве – в разведении участвует только моя сука. Передо мной не стоит никаких сверхзадач, я хочу лишь не испортить и не ослабить то, что дошло до нас из глубины веков.
Но всерьез свое слово должны сказать не единичные заводчики, а серьезные разведенцы.